Логотип ЮРГИ
ЮЖНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГЕШТАЛЬТ-ИНСТИТУТ

"Дневник эмоций"

Эмоции существуют все время и дают объективную точную информацию о происходящем с нами в нашем внешнем или внутреннем мире.

Через эмоции человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности. Также они отражают различные состояния организма и наше отношение к собственному поведению.
Каждая эмоция имеет свое значение.

Радость свидетельствует о том, что что-то прибавилось в нашем личном пространстве, или мы получили какой-то результат, удовлетворили свою потребность, либо появилась такая возможность.

Отвращение – говорит о том, что в границу нашего организма вторгается нечто неудобоваримое. 
Это может быть испорченная пища, прикосновение неприятного нам человека, информация, которая противоречит нашим эстетическим и моральным представлениям.

Злость возникает в ответ на угрозу важным потребностям и целостности организма. Цель злости – уничтожить угрожающий объект или поместить на безопасном расстоянии от себя.

Злость нужна для расширения нашего личного пространства, для движения границ вовне, для активного отношения к удовлетворению своей потребности. Злость сама по себе не является ни хорошей, ни плохой.

Злость становится негативной только тогда, когда она накоплена. Часто повышенная раздражительность и вспыльчивость обусловлены тем, что человек испытывает злость и возмущение по поводу каких-то неприятных для него обстоятельств жизни, но не позволяет себе выразить их по адресу.


Страх – это пассивное отношение к удовлетворению потребности. Происходит сжатие личного пространства. Страх показывает, что есть какая-то угроза. Цель страха - мобилизация организма, чтобы можно было позаботиться о своей безопасности.

Страх, которому вы уделяете внимание,  позволяет быть бдительными и вовремя реагировать на сигналы окружающего мира.

Вопросы, которые можно задать гневу или страху: «Что с моими границами: их нарушают или могут нарушить?».
Если границы нарушают, то это будет гнев. Если могут нарушить, то это желание обезопасить себя, и тогда это страх.

Есть родственник страха – тревога.
Страх предполагает наличие конкретного угрожающего объекта (грабитель, который может напасть на улице; строгий начальник; возможность получить плохую оценку на экзамене). В отличие от страха при тревоге объект не конкретизирован.

Тревога – это реакция на неопределенную угрозу. При страхе, когда объект определен, мы можем применять защитные действия. При тревоге, поскольку объект неизвестен, непонятно, как от него можно защититься.
Нормальные тревога и страх необходимы нам для самосохранения.


Грусть – говорит об исчезновении чего-то из личного пространства или о признании потребностей неудовлетворенными. В момент грусти можно спросить себя: «Что я теряю? Что ушло? Что с моими ценностями, и что ценное я потерял или могу потерять?» Грусть – это всегда про нечто ценное.

Вина – это про то, что вы кому-то что-то должны, про то, что нарушили какое-то правило.
Вина может быть здоровой, когда вы действительно нарушили какое-то правило, с которым сами согласны. Испытывая вину, вы исправляете это, и вина проходит. Важный момент, чтобы понять, что вина здоровая: вы делаете какое-то конкретное действие, направленное на восстановление отношений, и вина исчезает. А невротическая вина не уходит, что бы вы ни сделали.

Невротическая вина – это вина, при которой человек винит себя за надуманные прегрешения или чрезмерно осуждает себя за мелкие, незначительные проступки.

В невротической вине есть какое-то убеждение, которое в принципе является неадекватным, нереальным, неисполнимым. В вине важно понять, какое правило вы нарушили, и проверить адекватность этого правила. Реально ли оно, выполнимо ли, или является навязанным убеждением.

Положительная функция чувства вины заключается в том, что оно является регулятором нашего поведения в отношениях с другими.

Обида – это перевернутая вина. Если в вине «я должен», то в обиде «ты мне должен». В обиде тоже важно разбираться: долг - это согласованное, договоренное правило, или это ваше представление о другом, что он должен что-то делать, соответствовать вашим ожиданиям. 

Обида может быть адекватной ситуации, когда есть факт нарушения каких-то границ, договоренностей, или невротической , когда есть ваши фантазии относительно другого человека.

Стыд. Это социальный феномен, который отличается от вины. Стыд формируется в ситуациях воспитания во время прерывания поддержки и любви. В результате стыда формируется такое ощущение, такие мысли, что вы в целом, такой, какой вы есть, со своими желаниями и потребностями являетесь неправильным.

Стыд может быть здоровый, он связан с тем, что нарушаются общечеловеческие ценности или правила. А стыд невротический про то, что, например, вам стыдно просить о помощи. Например, были ситуации, когда вы хотели попросить о помощи, но не получили поддержку и были высмеяны, и это сформировало у вас убеждение, что вы, просящий поддержку, не имеете места быть, что это стыдно, что это неправильно и неуместно.

Стыд всегда предполагает присутствие наблюдателя – реального или воображаемого.
____
Практические правила в обращении с эмоциями:
1. У каждого человека есть право испытывать всю гамму эмоций, не бывает хороших и плохих эмоций.

2. Важно отделять свои эмоции от чужих и брать за них ответственность. Осознавать, какие сигналы в моем организме сообщают, что вы испытываете эту эмоцию. 

3. Понимать, на кого направлена эмоция, и какая потребность лежит в этой эмоции. Находить конструктивный способ ее выражения адекватно ситуации.

Для развития осознанности в отношении эмоций полезно вести дневник, где будут следующие шкалы:

1. День и время
2. Что за эмоция? 
3. Какие сигналы в моем организме сообщают о ней? 
4. В какой ситуации возникла эмоция? 
5. Куда направлена эмоция? 
6. Какая потребность стоит за ней? 
7. Какие действия предприняты, исходя из данной эмоции? 
8. Выводы


Пример заполнения дневника
1. 8 сентября, 16:00
2. Тревога
3. Пересохло горло, стали крутиться повторяющиеся мысли, суетливые движения. 
4. Читала книгу, лежа на диване. 
5. На будущее, мысли о том, что опоздаю на встречу с подругой
6. Поддерживать отношения, соблюдать договоренности 
7. Отложила чтение и пошла собираться на встречу
8. Тревога мне была полезна сегодня, она позволила мне заметить намечающуюся угрозу и предотвратить ее. 


Вопросы для анализа дневника или что писать в выводе
1) Доволен ли я своей стратегией обращения с эмоцией?
2) Если нет, в чем причина?
3) Что я мог бы изменить в следующий раз, чтобы улучшить свой опыт?

Пример анализа заметки:
1. Я довольна тем, что прислушалась к тревоге вместо того, чтобы её подавлять и благодаря этому смогла  предотвратить угрозу опоздания. 
2. Есть недовольство тем, что не сразу отреагировала на тревогу, некоторое время делала вид, что её нет, игнорировала её. 
3. В следующий раз, обнаружив тревогу, хочу брать перерыв и исследовать её источник сразу, откладывая все текущие дела. Так как тревога - это звонок, сигнал моего тела про что-то важное именно сейчас. 


Автор материала: Сацута Екатерина